Выставка в Российской государственной библиотеке


В понедельник, 6 февраля 2012 г., в Российской государственной библиотеке открылась экспозиция "Русский скульптор Эрьзя и весь мир", посвященная долгое время прожившему в эмиграции мастеру.

Впервые демонстрируется коллекция эксклюзивных копий оригиналов работ С.Эрьзи из частных и музейных собраний, находящихся в Москве, а также далеко за пределами России. Сами оригиналы мало доступны зрителям и специалистам, часть из них находится в плохой сохранности. Благодаря работе специалистов Фонда, сейчас имеется реальная возможность увидеть, как выглядят некоторые неизвестные ранее работы Эрьзи  из зарубежных коллекций.

Эрьзя - творческий псевдоним Степана Нефедова, который таким образом подчеркивал свою принадлежность к одной из мордовских этнических групп.
Степан Дмитриевич Эрьзя (Нефёдов) (7 ноября (28 октября) 1876, с. Баево Алатырского уезда Симбирской губернии, ныне Ардатовского района Республики Мордовии - 24 ноября 1959, Москва) - скульптор, действительный член Общества русских скульпторов (1926). Из бедной мордовской семьи. С 1902 по 1906 - ученик иконописца в селе, с 1906 - студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества (класс скульптора С.М. Волнухина). В 1906-1914 жил и работал в Италии, затем вернулся в Россию. В 1918-1919 работал на Урале, в Екатеринбурге, в 1920-1926 жил в Баку и Батуми. С 1926 по 1949 жил и работал в Аргентине, в Буэнос-Айресе. В 1949 возвратился на родину. Одухотворенное мастерство, редкий поэтический дар, глубокий психологизм характеризуют работы Эрьзи: "Последняя ночь" (1909), "Креститель" (1919), "Тоска" (1944), "Автопортрет" (1947), "Моисей" (1932), "А. Невский" (1931), "Эрзянка" (1930), "Москвичка" (1953), "Казашка" (1955). Любимый материал скульптора - дерево. К шедеврам Эрьзи, выполненным из дерева кебрачо и альгарробо, относятся произведения: "В. Ленин", "Л. Толстой", "Сократ", "Бетховен", "Микеланджело", "А. Невский", "Монголка", "Голова мордовки", "Ужас", "Мужество", "Спящая мать" и др. Эрьзя - участник ряда выставок: в Италии (Милан, Венеция), во Франции (Ницца, Париж), в СССР (Москва). Персональные выставки Эрзи прошли в Москве в 1954 и 1976. Скульптуры Эрзи хранятся в Государственной Третьяковской галерее, в Государственном Русском музее, в музее Эрьзи (Саранск, 200 работ), в частных коллекциях России и за границей. (Материал из Ульяновск.RU).
 
Открытие состоялось 6 февраля в 15.00 по адресу г. Москва, ул. Воздвиженка, д. 3/5, 3 подъезд, 3 этаж, Выставоный зал. Выставка работает с 6 по 26 февраля 2012 г. с 12.00 до 17.00. Справки по телефону (495) 500-01-20, (495) 960-41-92.




Автор: Дереворез от 07.02.2012   |  Оценка  





Комментарии
Дата: Среда, 08.02.2012, 03:59 Автор: Наум (a.k.a. Анатолий) Каценельсон
Вот, ребята, чего даёт нам всезнающий интернет. Сколько я не копытил Google, Gogo, Rambler, Yandex и прочие достойные русские сайты, того, что знаю я об Эрзе, не нашёл. Везде только 'С 1926 по 1949 жил и работал в Аргентине, в Буэнос-Айресе. В 1949 возвратился на родину'.
Так вот - прославился этот мордвин (эрзя) в эмиграции, где и создал все свои самые известные работы, деревянные скульптуры из дерева, которое трудно без пол-литры выговорить. И об этом периоде в широкой советской печати - ни ногой, как рыба об лёд. И стал знаменитым, стал очень богатым человеком.
А потом среди пальм знойной Аргентины стали ему сниться родные берёзки, на социалистическую родину, вишь, потянуло. Обратился с просьбой к Отцу Всех Народов. Хотел Отец, как обычно, сказать: Собаке - собачья смерть, но тут Климент Ефремович случился, отговорил за бутылкой Хванчкары. Дали мордвину разрешение. Так он, чудак-человек, мульён стратил, скупил многие свои работы у глупых частников, не понимавших своей выгоды (во даёт мужик! Лучше бы Родине в зубах этот мульён в валюте принёс!), зафрахтовал параход, и привёз все свои работы в дар исторической родине. Ну, тут ему от широты русской души двухкомнатную квартиру (однобедренную, по-нашему), а скульптурки - в подвал.
В ту пору жила в Москве моя приятельница, архитектор-археолог Галя Алфёрова, восстанавливала московские храмы, закаканные трудящимся пролетариатом. В одну из моих командировок в первопрестольную, моя приятельница Галя Владимировна (не Галина, а именно Галя!), теперь давно уже покойница, сводила меня под большим секретом в тот эрзинский подвальчик. (Уф! Вау! Хороша фразочка-то, а?! Лев Николаич может спокойно отдыхать! Я его переплюнул!). Да, так вернёмся. Ой, ребята... скульптуры в ящиках... С потолков капает... Под ногами лужи... Но не переживайте! Русский народ помнит своих знаменитых сыновей! Вот и 125-летие, и 130-летие великого скульптора отпраздновали, и в Саранске его музей создали, так что всё путём, не журитесь.

Вы не можете комментировать!